Социальных прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

социальных прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей


Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены льготы, обеспечивающие реализацию, различных прав указанной категории граждан, а именно право на образование, право на медицинское обслуживание, право на имущество, право на жилое помещение, и право на труд. Система, регулирующая социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть завершенной, должна опираться и соответствовать принятой законодательной базе государства. В семье, в вопросах реализации ребенком своих прав и в других сферах жизнедеятельности общества, проявляется и реализуется социальная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Итогом реализованной системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен стать «во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей» [1]. Вдобавок к вышеназванному закону, права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации закреплены в Семейном кодексе РФ, к которым можно отнести: право воспитываться в семье, право на защиту здоровья, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, право на собственность, алименты, пенсии, пособия и другие льготы, предусмотренные законом.

Общегосударственная политика в области социальной защиты малозащищенных слоев населения, к которым и причисляются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с общепризнанными нормами, которые установлены законодательством РФ: гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, на конкурсной основе среднее и высшее профессиональное образование, бесплатное медицинское обслуживание, право на профессиональную ориентацию детей, по достижении ими возраста 15 лет, выбор сферы деятельности, трудоустройства, охрану и оплату труда, социальное обслуживание и социальная защита детей, гарантированная материальная поддержка, выплаты государственных пособий, предусмотренных законодательством, социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, право на жилище в соответствии с законодательством РФ, квалифицированная юридическая помощь.

Социальная защита вышеназванной категории граждан предусматривает два уровня: «первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации» [2]. Социальная защита в повседневной обстановке связана главным образом с защитой семьи, с защитой ребенка в сфере образования, с защитой в сфере реализации предоставленных государством гарантий. Социальная защита в чрезвычайной, нестандартной ситуации, связана, главным образом, с потерей родителей, с социальными и экологическими катастрофами.

Главнейшими объектами социальной защиты в Российской Федерации, требующими к себе наиболее пристального внимания и защиты, являются дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 18 лет. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в помощи со стороны государства и его отдельных органов в равной степени, без каких-либо дискриминаций и лишений. Как уже было выше отмечено, к приоритетной группе населения, нуждающейся в социальной защите, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных, многодетных семей, дети, переданные на воспитание в приемные семьи, дети-инвалиды, дети, отстающие в имеющие в психическом или физическом развитии, дети, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел детей и др.

Социальная защита вышеупомянутых категорий граждан осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти в целом, а также отдельными их органами. Российская Федерация, через свои органы, формирует приоритетные направления и стратегию, в области социальной защиты и законодательную базу, обеспечивает ее реализацию, и гарантирует защиту. Более того, социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, реализуют через свою деятельность, политические партии, благотворительные фонды, общественные организации, средства массовой информации, детские и юношеские организации. «Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т. д» [3].Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется законодательством на международном, федеральном, и на региональном уровнях.

К международному законодательству в упомянутой сфере причисляются документы международных организаций, а именно ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ, более того, к указанной группе законодательства относятся соглашения между государствами, различные программы по охране и защите материнства и детства. Дети — это объект, требующий особой защиты, подмеченное высказывание закреплено во Всеобщей декларации прав человека принятой ООН в 1948 году, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, которые регулируют вопросы охраны и защиты детей. Большую значимость в регулировании защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет Конвенция ООН «О правах ребенка» принятая в 1989 году. В частности, в ст. 3 Конвенции отмечено, что во всех действиях, осуществляемых в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, в первую очередь уделяется внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

На основе вышеупомянутых законодательных актов, были сформулированы основные приоритеты, принципы и нормы общегосударственной политики в части детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опять же на основании вышеуказанных документов сформулированы нормы, регулирующие сферу ответственности государства и общества, были указаны основные права детей, указанной категории, актуализированные к современным условиям жизни. Помимо этого, социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулирует законодательство на Федеральном уровне, а именно Конституция РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Семейный кодекс РФ, различные федеральные программы, указы Президента и др.

На региональном уровне социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется региональным законодательством, опирающимся и не противоречащим федеральному законодательству, углубленно регламентирующим цели, принципы, приоритеты социальной защиты для конкретного региона, с учетом, имеющейся жизненной обстановки. В настоящее время в Российской Федерации остро стоит проблема формального закрепления норм, регулирующих вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирующие права и обязанности субъектов, осуществляющих эту защиту. Особое внимание необходимо уделить практической реализации указанных норм, функционированию правовых механизмов, которые позволили бы более эффективно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей реализовывать предоставленные государством права, гарантии и льготы. Более того, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для поддержания физического и психологического здоровья, нормальных условий жизни, необходима правовая и социальная защита со стороны государства.

Литература:

  1. Константинова Н. Н. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как фактор роста величины человеческого капитала // Вестник торгово-технологического института. 2011. № 1 (4). С.216.
  2. Кудрявцев А. А. Социально-правовая защита детей-сирот в современной России/ Вестник Алтайского государственного педагогического университета. № 17. 2013. С. 97–98.
  3. Орлова К. Ю. Содержание и сущность деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Журнал личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация № 1. 2013. С.154–155.
  4. Бозиев Т. О., Кривошеева М. А. Анализ законодательной базы по правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Журнал правовых и экономических исследований, 2012, № 3.
  5. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// СПС «Консультант Плюс».
  6. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// СПС «Консультант Плюс».
  7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)// СПС «Консультант Плюс».
Коментарии к статье
Оставьте первый комментарий

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *